Модели сервисов и процессов

Модели служат для создания цифровых двойников различных активов, процессов и сервисов.

Модели могут быть как достаточно простыми, такими как модель расчёта загрузки процессора для разных типов устройств, так и крайне сложными, например, описывающими целую электростанцию в масштабах национальной системы бизнес-аналитики. Также модели могут обогащать существующие системные объекты новыми свойствами, функциями, событиями и даже менять их поведение.

Каждая модель включает в себя:

  • Определения переменных (свойства), представляющие значения модели
  • Определения функций (операций), использующиеся для каких-либо расчетов и обработки данных в модели
  • Определения событий, которые может генерировать модель
  • Определения привязок, связывающих вместе свойства, операции и события модели и позволяющих ей реагировать на события и состояния других объектов
  • Наборы бизнес-правил для принятия решений в соответствии с машиночитаемой базой знаний

Типы моделей

Модель может действовать самостоятельно (абсолютная модель) или привязываться к объектам более низкого уровня, таким как устройства (относительная модель). Во втором случае создаются многочисленные экземпляры модели, каждый из которых использует объект, к которому он привязан, в качестве главного источника данных.

Третий тип моделей предполагает создание экземпляра модели по требованию. Например, модель «нефтевышка» может содержать как информацию об устройствах и контроллерах, установленных на вышке, так и данные, собранные с отдельной вышки (и это не одно устройство). Такие модели называются экземплярными.

Пример

Простые системы мониторинга позволяют визуализировать полученные из устройств значения напрямую. Однако устройства различных производителей по разному предоставляют значения, имеющие один и тот же физический смысл.

Например, продукты для управления сетями используются для отслеживания загрузки процессора узлов сети. Эта простая метрика может быть представлена во многих различных формах:

  • Компьютеры с Windows могут предоставлять данные о загрузке процессора через SNMP.
  • Некоторые Windows машины могут те же данные посредством WMI, если SNMP по каким то причинам не доступен.
  • Оборудование Cisco отдают заранее рассчитанные значения утилизации процессора в среднем за последнюю минуту, пять минут и за час.
  • На серверах HP-UX для этого используются счетчики, показывающий сколько секунд был загружен процессор со времени старта. Они требуют сложной обработки для вычисления текущей нагрузки.

Тем не менее, инструментальная панель устройства должна отображать график загрузки процессора одинаково для всех видов устройств. Предупреждения о высокой загрузке процессора должны вести себя аналогично. Кроме того часто бывает нужно построить отчет о загрузке процессора для всех устройств в сети.

Для выполнения этих требований необходимо иметь числовое значение метрики загрузки процессора для всех устройств, предоставляющих такие данные. Эта метрика должна иметь один и тот же формат, но её обновление и расчёт для различных устройств будет отличаться.

Использование относительной модели, прикреплённой ко всем сетевым устройствам в системе, решает данную задачу. Модель содержит переменную «Загрузка процессора», набор правил, позволяющий в автоматическом режиме определять метод расчёта загрузки процессора для разных типов устройств, а также периодически выполняющуюся привязку, связывающую набор правил и переменную.

Models

Models are used to create digital twins of different assets, services and processes.

The models range from simple, such as the CPU Load model, to really complicated ones, e.g. representing a whole energy generation facility within a country-wide business intelligence system. The models can also enrich existing system components with new properties, operations, events, and behavior.

Each model comprises:

  • Definitions of variables representing model values
  • Definitions of functions that instruct the model to perform some processing or calculation
  • Definitions of events the model can produce
  • Definitions of bindings that tie model's properties, operations and events together allowing it to react to other objects' events or states
  • Sets of business rules for decision making according to a machine-readable knowledge base

Model Types

A model can act on its own (absolute model) or get attached to lower-level objects, such as devices (relative model). In the second case, multiple instances of a model are created, each of them using the object it's attached to as its primary data source.

The third model type assumes explicit on-demand model instance creation. For example, an Oil Rig model may hold information about devices and controllers installed on a rig, as well as data collected from the particular rig (that's not a single device indeed). Such models are called instantiable models.

Model Example

Simple monitoring systems allow direct visualization of values that were collected from devices. However, devices from different manufacturers use differing approaches for providing values with the same physical meaning.

For example, network management products are used to track the CPU load of network nodes. This simple metric is available in many different forms:

  • Windows-based computers expose "spot" values of the CPU load via SNMP.
  • Same Windows machines can provide WMI-based CPU load readings if SNMP is not available.
  • Cisco routers provide pre-calculated CPU utilization data as 5-minute and 1-hour averages.
  • HP-UX servers have counter-type values showing how many seconds the CPU has been busy since the server startup. These counters require complex processing to calculate the current load.

However, a Network Device Dashboard should have a "CPU Load" chart equally looking for all device types. A "High CPU Load" alert is also expected to behave similarly. Moreover, we'd like to build a "CPU Load Overview" report showing the current utilization of all devices in the network.

The right way to ensure the above requirements is having a numeric "CPU Load" metric in every device that provides CPU data. This metric should have the common format, but its calculation and update policy will differ depending on device types.

Using a relative model attached to all network device accounts solves the case. The model has the CPU Load variable definition, a rule set enabling automatic choice of the "right" CPU load information source, and a periodic binding connecting the rule set to the variable.