This page is available in English (EN).

Распределённая архитектура

Поддержка распределенной архитектуры

AggreGate является одной из немногих в мире IoT-платформ, которые действительно поддерживают распределенную архитектуру. Это обеспечивает неограниченную масштабируемость для балансировки и разделения всех операций серверов AggreGate на различных уровнях. Такая архитектура может быть основой как для решения текущих задач, так и для обеспечения потребностей в будущем.

В отличие от отказоустойчивого кластера, серверы AggreGate в распределенной архитектуре полностью независимы. Каждый сервер имеет свою собственную базу данных, аккаунты локальных пользователей и связанные с ними разрешения.

Распределенная архитектура AggreGate необычайно гибка. Технически она основана на формировании одноранговых связей между серверами и прикреплении частей единой модели данных одних серверов («поставщиков») к другим («потребителям»).

Концепция распределенной архитектуры

Цели распределенных операций

Основными целями распределенной архитектуры являются:

  • Масштабируемость. Серверы нижнего уровня могут быть сильно нагружены, собирая данные и управляя большим количеством устройств в режиме, близком к реальному времени. Однако на практике количество устройств, которые могут обслуживаться с помощью одного сервера, ограничено до нескольких тысяч. При масштабировании системы для управления большим числом устройств разумно установить несколько серверов и объединить их в рамках распределенной установки.
  • Балансировка нагрузки. Каждый сервер в распределенной установке решает свою задачу. Серверы управления сетью проверяют доступность и производительность сетевой инфраструктуры, серверы контроля доступа обрабатывают запросы от контроллеров дверей и турникетов. Операции контроля, такие как генерация отчетов и их рассылка по почте, могут выполняться на центральном сервере.
  • Защита от вторжений. Вторичные серверы-зонды могут быть установлены в удаленных местах и подключены к центральному серверу. Системные операторы подключаются только к центральному серверу, при этом отпадает необходимость в настройке VPN и проброса портов к этим серверам.
  • Централизация. Вторичные серверы могут работать в полностью автоматическом режиме, в то время как их настройка и мониторинг осуществляется через основной сервер, установленный в центральной диспетчерской.

Распределение ролей сервера

В данном простом сценарии два сервера объединены в распределённую инфраструктуру. Операторы системы постоянно подключены к серверу мониторинга, выполняя свои ежедневные обязанности. Руководство компании подключается к серверу отчётности и аналитики тогда, когда нужно получить срез данных. Независимо от объёмов данных и нагрузки на сервер, данная операция не повлияет на работу операторов.

Сценарий распределения ролей сервера

Крупномасштабная облачная IoT-платформа

Поставщики телекоммуникационных и облачных услуг предлагают IoT-сервисы по моделям IaaS/PaaS/SaaS. В этих случаях речь идёт о миллионах устройств, принадлежащих тысячам пользователей. Обслуживание такой огромной инфраструктуры требует сотни серверов AggreGate, большинство из которых можно объединить в две группы:

  • Серверы, хранящие реестр пользователей и их устройств, перенаправляющие подключения операторов и устройств на серверы нижнего уровня, а также агрегирующие данные для последующего анализа информации с участием серверов нижнего уровня
  • Серверы, осуществляющие мониторинг и управление устройствами, а также получение, хранение и обработку данных
Пример крупномасштабной облачной IoT-платформы

Серверы управления пользователями и устройствами также отвечают за взаимодействие с облачной системой управления, которая занимается развертыванием новых серверов хранения данных и аналитики, а также контролирует их работу.

Серверы хранения и обработки данных используют ресурсы (тревоги, модели, рабочие процессы, инструментальные панели и т.д.), полученные от серверов шаблонов, которые в свою очередь хранят мастер-копии данных ресурсов.

Многоуровневая инфраструктура Интернета вещей

Благодаря распределённой инфраструктуре AggreGate любое решение может включать в себя множество серверов разных уровней. Часть из них может работать на IoT-шлюзах, собирая данные, другие - хранить и обрабатывать информацию, а оставшаяся часть - осуществлять высокоуровневую агрегацию и распределённые вычисления.

Полевое оборудование, такое как сенсоры и актуаторы, может быть подключено к серверам напрямую, через агенты, через шлюзы или с помощью их комбинации.

Пример многоуровневой инфраструктуры Интернета вещей

Управление умным городом

Это пример основанной на AggreGate многоуровневой архитектуры для комплексной автоматизации большой группы зданий:

  • Уровень 1: физическое оборудование (сетевые маршрутизаторы, контроллеры, промышленное оборудование и т.д.)
  • Уровень 2: серверы управления (серверы мониторинга сети, серверы контроля доступа, серверы автоматизации зданий и другие)
  • Уровень 3: центры управления серверами зданий (один сервер на здание, который собирает информацию со всех серверов второго уровня)
  • Уровень 4: серверы районов города (конечный пункт назначения для эскалации оповещений более низкого уровня, мониторинг в реальном времени, интеграция с Service Desk-системами)
  • Уровень 5: серверы головного офиса (контроль серверов района, сбор и обобщение отчетов, оповещений)

Любой из вышеуказанных серверов может представлять собой отказоустойчивый кластер, состоящий из нескольких узлов.

Пример управления умным городом на основе многоуровневой архитектуры AggreGate

Управление мультисегментной сетью

AggreGate Network Manager построен на платформе AggreGate и является типичным примером использования распределенной архитектуры. Большие сегментированные сети корпораций и операторов связи не могут контролироваться из единого центра из-за ограничений маршрутизации, политики безопасности или ограничений пропускной способности каналов связи с удаленными сегментами сети.

Таким образом, распределенная система мониторинга как правило состоит из следующих компонентов:

  • Первичный или центральный сервер, собирающий информацию со всех сегментов сети
  • Вторичные серверы или серверы-зонды, выполняющие опрос устройств в изолированных сегментах
  • Специализированные серверы, такие как серверы анализа трафика, обрабатывающие миллиарды NetFlow-событий в день

Вторичные и специализированные серверы являются поставщиками информации для основного сервера, предоставляя часть своей модели данных центру управления. Это может быть:

  • Все содержание дерева контекстов сервера-зонда, что позволяет полностью контролировать конфигурацию с центрального сервера. В этом случае сервер-зонд просто используется в качестве прокси для преодоления проблемы сегментации сети.
  • Предупреждения, создаваемые сервером-зондом. В этом случае 99% рабочих мест могут быть удаленными, и оператор центрального сервера незамедлительно будет получать уведомления со вторичных серверов.
  • Пользовательские наборы данных с серверов-зондов, такие как оперативная информация о состоянии критически важных устройств или обобщённые отчеты. Вся связанная с этим работа будет выполнена на вторичном сервере, позволяя распределить нагрузку.
Пример управления мультисегментной сетью с помощью AggreGate Network Manager

Высокопроизводительное управление событиями

Некоторые сценарии использования платформы AggreGate, такие как централизованное управление инцидентами, предполагают, что значительное количество событий должно получаться, обрабатываться и постоянно храниться в структурированном формате. Порой потоки могут достигать объёмов в миллионы событий в секунду, причём полученных из разных источников.

Пример высокопроизводительного управления событиями с использованием платформы AggreGate

В подобных случаях один сервер AggreGate не справится со всем потоком событий. Организовать обработку событий поможет распределенная архитектура:

  • На генерирующих события объектах устанавливается несколько локальных серверов, обрабатывающих эти события. Несколько источников (зондов) могут подключаться к одному обрабатывающему серверу.
  • Выделенный сервер хранения или мультисерверный кластер хранения больших данных привязывается к каждому локальному серверу обработки. Количество узлов кластера может варьироваться в зависимости от скорости генерации событий.
  • Все локальные серверы хранения выполняют префильтрацию, дедупликацию, корреляцию (используя правила, применимые к локально подключаемым зондам), обогащение и хранение событий.
  • Локальные серверы хранения подключаются к центральному серверу агрегирования. Сервер агрегирования отвечает за корреляцию важных событий всей системы.
  • Операторы центрального сервера могут просматривать всю базу данных событий, при этом задачи поиска актуальных данных распределяются между серверами хранения. Таким образом, возможно создать централизованные отчетность и оповещения на основе базы данных по всем событиям.

Цифровое предприятие

AggreGate может выступать как координирующая платформа для цифрового предприятия. Каждый из серверов AggreGate может выполнять различные функции, начиная от мониторинга и управления удалёнными объектами и заканчивая высокоуровневыми сервисами, такими как бизнес-аналитика или, например, управление инцидентами.

Все серверы цифрового предприятия подключены друг к другу через распределённую инфраструктуру. Серверы нижнего уровня предоставляют доступ к части контекстов единой модели данных серверам верхнего уровня, позволяя создать ситуационный центр для целого предприятия.

AggreGate как координирующая платформа для цифрового предприятия

Distributed Architecture

AggreGate is the only IoT platform in the world that supports generic distributed architecture. It is designed to assure unlimited scalability by separating operations between multiple AggreGate servers subdivided into several layers. Servers maintain secure connections to each other, exchanging their data and living as a single coordinated organism.

Unlike nodes of the AggreGate failover cluster, servers participating in the distributed architecture are entirely independent. Each server has its database, local user accounts, associated permissions, etc.

AggreGate distributed architecture is extremely flexible. It is technically based on establishing peering relationship between servers and attaching parts of the unified data model from specific servers ("providers") to other servers ("consumers").

Objectives of Distributed Operations

The primary purposes of distributed architecture are:

  • Scalability. Lower-level servers may be heavily loaded with near-real-time control and extensive polling of devices. But in practice, the number of devices that can be managed by a single server is limited to several thousand. To scale the system for larger number of devices, it's reasonable to install multiple servers and join them into a distributed installation.
  • Role Distribution. Each server in a distributed installation may solve its task. Network management servers check availability and operability of the IP network infrastructure, while physical access control servers are serving requests from door/turnstile controllers. In addition, the supervising operations (such as generating and emailing reports) can be performed by a central server.
  • Firewall Penetration. Secondary "probe" servers may be installed in remote locations and connect to the central server themselves. System operators connect to the central server only, so there is no need to set up VPNs and port forwarding to the secondary servers.
  • Centralization. Lower-tier servers may work in a fully automated mode, while their overall operation may be supervised by a single operator via higher-tier server installed in the situation center.

Server Role Distribution

In this straightforward scenario, there are two servers joined into a distributed installation. System operators are connected to the monitoring server 24x7, performing their everyday duties. Company executives connect to the reporting and analytics server once a specific data slicing is required. Regardless of how expensive this data slicing is, it doesn’t affect operator interface performance.

Large-Scale IoT Cloud Platform

Telecom operators and managed service providers offer IoT services according to IaaS/PaaS/SaaS model. In this case, there are millions of devices that belong to thousands of tenants. Servicing such a considerable infrastructure requires hundreds of AggreGate servers most of which are grouped in two tiers:

  • Servers that keep the registry of users and their devices, route device and operator connections to proper lower-tier servers, and aggregate data during advanced data mining operations that involve multiple lower-tier servers
  • Servers that perform actual device management and monitoring, as well as data acquisition, storage, and processing

User and device directory servers are also responsible for interfacing the cloud control system that takes care about deploying new data storage and analytics servers, as well as supervising their operation.

Data storage and processing servers are using resources (alerts, models, workflows, dashboards, etc.) shared by templating servers that keep master copies of those resources.

Multi-tier IoT Infrastructure

Thanks to AggreGate's distributed architecture, a single solution may join multiple servers installed at several tiers. Some of them are running inside IoT gateways, some are storing and processing data, and others are responsible for high-level aggregation and distributed computing.

Field equipment, such as sensors and actuators, may be connected to processing servers directly, via agents, via gateways or through a combination of an agent and a gateway.

Smart City Management

Here is an example of multi-tier AggreGate-based architecture employed in a large metro area automation project:

  • Layer 1: physical hardware (network routers, controllers, industrial equipment, etc.)
  • Layer 2: direct management servers (network monitoring server, access control server, building automation server, etc.)
  • Layer 3: building control center servers (one server per building, consolidates information from all "specialized" Layer 2 servers in this building)
  • Layer 4: urban district servers (the final destination for escalated lower-level alerts, real-time monitoring by human operators, integration with Service Desk systems)
  • Layer 5: HQ server (overall supervision, incident and situation management, global reporting and alerting)

Any particular AggreGate server in the above schema may be a multi-node failover cluster.

Multi-segment Network Management

AggreGate Network Manager product built atop of AggreGate Platform is one of the most typical use cases for the distributed architecture. Large segmented networks of corporations and telecom operators cannot be monitored from a single location due to routing restrictions, security concerns and limited bandwidth between geographically separated segments.

Thus, a unified monitoring system is usually composed of several components:

  • A primary or central server consolidating aggregated information from all network segments
  • Secondary or probe servers that perform polling of devices in isolated segments
  • Specialized servers, such as the traffic decomposition server which handles billions of NetFlow events per day

Secondary and specialized servers act as data providers for the primary server, exposing a part of their data model for the control center. This can be:

  • The whole content of the probe server's context tree, allowing full monitoring and configuration through the central server. In this case, the probe server is just used as a proxy for overcoming network segmentation issues.
  • Alerts generated by probe servers. In this case, 99% of jobs are performed remotely, but central server operators are immediately notified about issues raised in secondary segments.
  • A custom set of probe server's data, such as specific mission-critical devices and important overview reports. The actual polling and report generation will be performed by the secondary server, allowing to balance system load properly.

High-Performance Event Management

Some AggreGate Platform usage scenarios, such as centralized incident management, assume that a vast number of events should be received, processed and persistently stored in the structured format. Some event streams may reach millions of events per second coming from several sources.

In such cases, a single AggreGate server won't be able to handle the whole event stream. Distributed architecture helps organize event processing:

  • Multiple local event processing servers are installed at event source locations. Several sources (probes) can be connected to a single processing server.
  • A dedicated storage server or a multi-server Big Data storage cluster is associated with each local processing server. The number of cluster nodes may vary according to event rate.
  • All local storage servers perform event pre-filtering, deduplication, correlation (using rules applicable to locally connected probes), enrichment and storage.
  • Local storage servers are connected to a central aggregation server. The aggregation server is responsible for system-wide correlation of significant events.
  • Central server operators may screen the whole event database while actual data search tasks are distributed among the storage servers. Thus, centralized reporting and alerting based on the entire event database is possible.

Digital Enterprise

AggreGate may act as the central middleware platform of a digital enterprise. In this case, its servers play various roles from high-level BI and incident/situation management down to local monitoring and control servers in remote branches.

All servers of a digital enterprise are connected via the distributed architecture. Lower-level servers share parts of their unified model to higher-level servers, allowing to build a unified situation center for the whole enterprise.